Работа по гранту РНФ №22-28-00775

Проект РНФ №22-28-00775
«Медиатизированная модель советского общества в детской периодике»

 

Аннотация проекта

 

Проект направлен на получение новых знаний о дискурсивных практиках советского времени, в частности о дискурсивном моделировании советского общества в детской периодике. Качество детской периодики определялось тем, что её функции не сводились к развлекательной – она решала целый ряд воспитательных задач, представляя ребенку модель общества, членом которого он являлся. Характер этой медийной модели советского общества, а также журналистские способы её создания являются объектом исследования в данном проекте. Фундаментальная проблема состоит в осмыслении советского опыта медийных практик детской периодики в их связи с государственной политикой СССР. В условиях заданных идеологических рамок СМИ выступали посредником между органами власти, с одной стороны, и детской читательской аудиторией, с другой. Идеальная модель общества и страны, основанная на принципиальных государственных ориентирах и стратегических политико-правовых документах, получала медийное преломление. В связи с этим основная цель исследования – на основе анализа детской периодики 1970–1980-х годов построить медиатизированную (опосредованную медиа) модель советского общества и определить характер социального взаимодействия в треугольнике «государство – детские СМИ – детская аудитория». Ожидаемыми результатами проекта будут инновационные модели: модель советского общества и народа в детской периодике 1970–1980-х гг.; модель взаимодействия между тремя обозначенными субъектами социальных практик. Актуальность исследования и обозначенной научной проблемы обусловлена как повышенным интересом к наследию советской эпохи и специфике социальных практик в СССР, так и междисциплинарным характером проекта, объединяющим исторический поход с методами функциональной парадигмы изучения языка и других семиотических ресурсов.  Предлагаемый проект способствует развитию таких областей знания, как отечественная история, социология, журналистика, критический дискурс-анализ, семиотика, социолингвистика, аксиологическая лингвистика.

Ключевые слова: дискурс, дискурсивные практики, общество, государство, СССР, СМИ, детская периодика, ценности, аксиология.

Дата создания: 05.05.2022 12:30
Дата обновления: 06.05.2022 09:24